Какой фотоаппарат выбрать?
Пожалуй, с этим вопросом сталкивался почти каждый, независимо от того, считает он себя фотографом или нет, покупает фотоаппарат для работы или для дома, семьи. Цифровые технологии сделали фотографию настолько доступной и простой, что сегодня получать красивые снимки одним нажатием на кнопку умеют и студенты, и домохозяйки, и пенсионеры. Поэтому, чтобы не усложнять выбор, не углубляться в историю, не проявлять плёнки..., далее речь поведём исключительно о цифровых моделях. Итак, какой же фотоаппарат лучше купить?
Чтобы Вам было проще сориентироваться, давайте вспомним, как устроена цифровая камера. У нее есть два ключевых элемента — объектив и матрица — которые оказывают определяющее влияние на качество изображения.
Объектив может быть сменным (у зеркальных или гибридных камер) или несменным (у компактных). В первом случае фотограф получает свободу в выборе оптических свойств и цены объектива, однако сталкивается с финансовой проблемой — хорошая оптика стоит дорого. Как сменные, так и несменные объективы могут иметь фиксированное или переменное фокусное расстояние. Первые в разговорной речи зовутся «фиксами», вторые — «зумами» (от английского «zoom» — увеличение, приближение). Кратностью зума принято считать отношение максимального фокусного расстояния к минимальному, а не то, насколько сильно объектив приближает объект съемки. Дело в том, что существуют как «увеличивающие» длиннофокусные объективы с постоянным фокусным расстоянием (зум равен 1х), так и широкоугольные зумы, которые, напротив, отдаляют объект съемки.
С матрицей все несколько проще. Чем больше физические размеры одного светочувствительного элемента матрицы (одного пикселя), тем выше качество изображения. Главная проблема в том, что при относительно одинаковом количестве пикселей в современных камерах (10-12 миллионов), физические размеры матриц разных фотоаппаратов могут значительно отличаться. При прочих равных условиях лучшее качество изображения будет у той модели, чья матрица крупнее. Впрочем, к этому вопросу мы еще вернемся.
В съемке фотографу очень помогает стабилизатор изображения. Как правило, стабилизация реализуется одним из двух способов. В первом, при колебаниях камеры одна из линз объектива сдвигается, перенаправляя пучок лучей, падающих на матрицу. Таким образом, минимизируется смазывание изображения из-за дрожания камеры. Второй способ стабилизации появился чуть позже. Он основан на сдвиге самой матрицы, за счет которого компенсируется смещение камеры. Стабилизаторы обоих типов используются как в компактных, так и в зеркальных камерах. Кроме того, в спецификациях можно встретить упоминание о цифровой и электронной стабилизации. В этом случае речь идет, как правило, лишь об увеличении светочувствительности (для сокращения выдержки) и усилении шумоподавления. Также иногда применяются дополнительные алгоритмы обработки изображения, однако практика показывает, что существенного выигрыша в качестве изображения цифровая и электронная стабилизация не дают.
На сегодняшний день все цифровые фотоаппараты можно разделить на три основных класса: зеркальные, компактные и гибридные.
Зеркальные камеры
Появились еще в первой половине 20-го века, зеркальными они называются из-за того, что визирование в них осуществляется через оптический видоискатель, имеющий в своей конструкции зеркало. Такая конструкция обусловила относительно большие габариты и высокую стоимость камер данного типа. Однако у "зеркалок" есть и очевидные плюсы — это сменные объективы и большая матрица, как правило, сравнимая по размерам со стандартным пленочным кадром 24х36 мм, или вдвое меньше его в камерах формата APS-C. Большая матрица позволяет снимать с высокой чувствительностью (она измеряется в единицах ISO), поэтому зеркалка может стать оптимальным вариантом для съемки при недостаточном освещении. Кроме того, зеркальные камеры являются наиболее функционально насыщенными и чаще всего именно их называют «профессиональными». Для зеркальных моделей существует множество аксессуаров: от объективов и вспышек до дополнительных батарейных рукояток. Следовательно, покупая зеркалку, вы делаете первый шаг к покупке целой «системы» — набора устройств и аксессуаров, совместимых с вашей камерой. Цена такой системы, как правило, в несколько раз превышает стоимость самой камеры.
Компактные камеры
Компактные фотокамеры (или просто — "компакты") ориентированы на не слишком опытных и придирчивых покупателей. Благодаря применению маленьких матриц, производителям удалось в разы снизить стоимость таких моделей по сравнению с зеркалками. Компакты всегда оснащены несменным объективом. Впрочем, сегодня можно найти модели с объективами на любой вкус — от широкоугольных светосильных фиксов до суперзумов с кратностью 26х. К сожалению, компакты значительно проигрывают зеркалкам в качестве изображения (особенно при съемке с высокой чувствительностью), что объясняется малыми размерами матриц и применением дешевой оптики.
Гибридные камеры
Гибридные камеры появились в продаже совсем недавно и представляют собой нечто среднее между зеркалками и компактами. От первых они унаследовали большую матрицу, сменную оптику, а также богатый функционал, однако им не досталось главного — оптического видоискателя и зеркала. Как и в компактах, визирование в гибридных камерах осуществляется по дисплею или через электронный видоискатель. Как следствие, гибридные модели имеют сравнительно небольшие габариты и обеспечивают высокое качество изображения.
Выбор объектива — это непростая задача, которая рано или поздно встает перед каждым владельцем зеркальной фотокамеры. В ряде случаев объектив оказывает куда большее влияние на качество фотографий, чем сама камера. Многие зеркалки комплектуются штатными объективами (иногда их еще называют «китовыми», от английского слова «kit» — комплект). Эти объективы дают фотографу возможность попробовать свои силы в съемке на зеркалку, но, как правило, из-за своего несовершенства, не раскрывают всех возможностей камеры. Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем каждому, кто впервые обзавелся зеркальной камерой, поснимать со штатным объективом хотя бы несколько месяцев, чтобы определить свой стиль съемки и затем принять правильное решение при покупке более дорогой оптики.
Но прежде, чем перейти к практическим советам по выбору той или иной модели, давайте разберемся с параметрами объективов и тем, на что эти параметры могут влиять при съемке.
Фокусное расстояние
Это одна из основных характеристик объектива, которая определяет насколько объектив «приближает» или «отдаляет» объект. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. В «пленочные» времена, когда большинство зеркалок имело формат кадра 24х36 мм, с фокусным расстоянием не возникало никаких проблем. Но сегодня на рынке присутствуют зеркалки с разными форматами кадра. Существуют как полнокадровые модели (24х36 мм), так и камеры с меньшим размером матрицы. Соотношение диагонали полного кадра и диагонали кадра камеры с уменьшенной матрицей называется кроп-фактором (от английского «crop» — обрезать, кадрировать). Такой термин появился неспроста. Объектив проецирует на матрицу «полнокадровое» изображение, но «кропнутые» камеры сохраняют лишь ту часть картинки, которая равна размеру матрицы. Все остальное на матрицу не помещается и, следовательно, обрезается. Это означает, что на «кропнутых» камерах объективы увеличивают изображение сильнее, чем на полнокадровых.
Все модели объективов можно условно разделить на сверхширокоугольные, широкоугольные, стандартные и телеобъективы. Для полнокадровых камер сверхширокоугольными являются объективы с фокусным расстоянием от 7-8 мм (циркулярный рыбий глаз) до 24 мм. От 24 до 35 мм — это обычные широкоугольные объективы. Стандартными (или нормальными) считаются объективы с фокусным расстоянием от 45 до 55 мм. Такое фокусное расстояние обеспечивает наиболее естественную для человеческого глаза перспективу. От 85 мм начинается умеренный теледиапазон. Объективы с фокусным расстоянием от 300 мм — это мощные телевики.
Светосила объектива
Светосилой объектива принято называть величину, характеризующую освещенность матрицы или пленки. Светосила в основном определяется максимальным размером относительного отверстия объектива. Например, если объектив имеет маркировку 50/1,4, то его максимальное относительное отверстие равно f/1,4. Чем меньше число в знаменателе, тем выше светосила, и тем больше света такой объектив позволяет пропустить к матрице. А если так, то и съемку можно вести на более коротких выдержках. Кроме того, чем выше светосила, тем меньшую глубину резкости способен обеспечить объектив, и тем сильнее он сможет размыть изображение, находящееся не в фокусе.
Как правило, светосильные объективы стоят намного дороже своих менее светосильных собратьев. Объясняется это просто: они выше классом, а значит, обеспечивают более высокую резкость изображения, меньший уровень аберраций и зачастую имеют более удачный конструктив.
Стабилизатор изображения
Стабилизация изображения — это технология, механически компенсирующая угловые движения камеры, для предотвращения смазывания изображения при больших выдержках. На сегодняшний день стабилизация изображения в фотоаппаратах осуществляется двумя способами: компенсирующим смещением матрицы или специальной линзы в объективе. В первом случае стабилизация обеспечивается при использовании практически любого объектива. Такой тип стабилизации применяют Sony, Pentax и Olympus, благодаря чему объективы этих производителей не нуждаются во встроенных стабилизаторах. Все остальные компании выпускают, помимо обычных, еще и стабилизированные объективы, оснащенные механизмом смещения корректирующей линзы. Такие объективы стоят дороже нестабилизированных, но, по мнению многих фотографов, обеспечивают более эффективную стабилизацию, чем камеры со встроенным стабилизатором.
Конструктивные особенности объективов
Здесь мы хотели бы упомянуть несколько конструктивных особенностей, которые, так или иначе, влияют на съемочный процесс. Во-первых, разные объективы имеют разные приводы автофокуса. Все современные объективы Canon обладают встроенным мотором для автофокусировки. Объективы Nikon, Sony и Pentax могут оснащаться как встроенным мотором автофокуса, так и приводом типа «отвертка», который позволяет задействовать для фокусировки расположенный в камере мотор. Однако следует помнить, что, например, не все камеры Nikon имеют такой мотор, поэтому с такими моделями «отверточные» объективы функцию автофокуса теряют.
Встраиваемые в объективы моторы также различаются между собой. Самые быстрые и тихие из них — ультразвуковые кольцевые моторы (разные производители могут маркировать их по-разному, например, USM, SSM, SWВ, SDM). Они применяются в наиболее дорогих объективах и обеспечивают практически беззвучную и очень быструю фокусировку. В бюджетные модели встраивают моторы других типов, причем они могут и не давать никакого выигрыша перед «старым» отверточным приводом автофокуса.
Некоторые бюджетные объективы устроены таким образом, что во время фокусировки перемещается и вращается вся передняя группа линз. Это может вызвать неудобства, если вы планируете использовать поляризационные или градиентные фильтры. Во время фокусировки их положение относительно горизонта будет сбиваться из-за вращения фильтра вместе с передней линзой. В более дорогих объективах передняя группа линз не вращается.
Использованы статьи с сайта
http://prophotos.ru/