Всё о вспышке

Принципы работы и основные функции вспышки.

Современные электронные фотовспышки достаточно «умны» для того, чтобы с высокой точностью определить мощность импульса и подобрать правильные значения выдержки и диафрагмы. Обеспечивая максимальную точность экспозиции для объекта съемки, из множества зон, на которые поделена площадь экспонометрического датчика камеры, автоматика при выборе экспопараметров отдает предпочтение тем сегментам, которые близки к точке фокусировки или перекрывают ее. Две наиболее популярные системы цифровых зеркальных фотокамер (Canon и Nikon) используют разные, но схожие по принципу действия системы замера экспозиции импульса вспышки (E-TTL II и i-TTL Balanced Fill-Flash соответственно). Обе системы работают с помощью предварительного импульса, учитывают окружающее освещение и расстояние до объекта, а чтобы определить, как долго необходимо гореть импульсной лампе, многозонный датчик измеряет количество проходящего сквозь объектив света.
Продолжительность одного импульса равняется тысячным долям секунды, причем импульс должен быть произведен именно в тот момент, когда кадровое окно открыто полностью. Так называемая Х-синхронизация – это синхронизация вспышки на кратчайшей выдержке, при которой затвор «успевает» полностью открыться. Для наиболее продвинутых моделей это значение составляет 1/250 сек. В случае, если пользователь установит выдержку короче, чем X-синхронизация, некоторая часть кадра в момент импульса будет перекрыта шторками затвора, а, следовательно, не получит должную экспозицию. Правда, при использовании современных автоматических камер такая ситуация крайне маловероятна.
Для работы с короткими выдержками предусмотрена «высокоскоростная» синхронизация (FP-flash). При работе в этом режиме импульс дробится: лампа излучает импульсы небольшой мощности, но достаточно высокой (в зависимости от ширины щели затвора) частоты. Таким образом, даже если затвор и не открывается целиком, площадь светочувствительного элемента засвечивается последовательно, полоса за полосой.
Вспышки могут быть синхронизированы и с длинными выдержками – это необходимо, чтобы подсветить объекты переднего плана, одновременно используя длинную выдержку для проработки фона. Такой режим, называемый «медленной» синхронизацией или «ночной съемкой», позволяет получить эффектные портреты на фоне ночного города. Однако хорошую резкость сделанных на длинных выдержках снимков обеспечит только наличие штатива, или, по крайней мере, неподвижного упора.
Согласование угла рассеивания света с углом поля зрения объектива у современных вспышек происходит автоматически. В головке вспышки находится подвижный моторизированный рефлектор, который регулирует угол рассеяния света и мощность импульса. Для работы со сверхширокоугольными объективами (14мм) используются встроенные во вспышку или прилагаемые в комплекте рассеиватели.
Для облегчения фокусировки камеры в темноте внешние вспышки почти всегда имеют инфракрасную лампу подсветки, которая проецирует малозаметный луч в направлении объекта съемки. Мощность лампы подсветки зависит от мощности вспышки, а угол охвата – от того, какое количество фокусировочных точек она покрывает.
Если вспышка вынесена в сторону с помощью системы кабелей или управляется по беспроводной связи, перед съемкой фотографу необходимо оценить распределение «светов» и «теней». Особенно важно это для объектов со сложной поверхностью, например, таких, как лицо человека. Проще всего это можно сделать в режиме моделирующего или пилотного света, при работе в котором лампа с высокой частотой излучает импульсы в течение времени, как правило, вполне достаточного, чтобы можно было оценить световой рисунок для последующей коррекции положения источника света.
Стробоскопический режим также предусматривает серию импульсов, в этом случае необходимых для того, чтобы показать фазы движения перемещающегося объекта. Количество импульсов и их частота подбираются опытным путем в соответствии со скоростью и амплитудой движения объекта. Необходимо учитывать и яркость фона – если он слишком светел, движущийся объект может просто слиться с ним в единое целое.
Возможность дистанционного беспроводного управления одной или несколькими согласованными вспышками дает фотографу уникальные творческие преимущества. В этом режиме отсутствует необходимость использовать громоздкие кабели, данные ведущей (установленной на камеру) вспышки автоматически передаются ведомым, а управляет всей системой процессор камеры, который дает сигнал о прекращении горения, когда датчик зафиксирует правильно экспонированный сюжет. Беспроводной режим не является препятствием для использования самых передовых режимов экспозамера (Canon E-TTL II; Nikon i-TTL Balanced Fill-Flash).


Приемы работы со вспышкой.

Обычным и основным способом использования вспышки является применение ее в качестве основного источника света. Чаще всего это предусматривает обычное прямонаправленное положение головки вспышки, что гарантирует минимальный расход батареи питания и приемлемый результат по экспозиционным параметрам. Но такой подход может быть рекомендован только при очень жестких репортажных условиях, в частности, при съемке события быстротекущего и неповторяемого. Типичным примером такого события можно считать свадьбу, а если говорить еще более конкретно, то момент бракосочетания (роспись, обмен кольцами, поздравление супругов). Фотографы обычно не любят работать в таких условиях, поскольку при подобной съемке светотеневой рисунок получается неестественным, а лица – плоскими и невыразительными.
Гораздо большей популярностью у фотографов пользуется работа с отраженным светом: головка вспышки отклоняется от стандартного положения в вертикальной, горизонтальной или вертикальной и горизонтальной одновременно плоскостях и направляется в потолок или стену. Отразившись от потолка или стены, импульс вспышки падает на объект съемки, позволяя добиться эффекта естественного освещения. Однако, для того, чтобы цветовая картина снимков была предсказуемой, следует обращать внимание на цвет и тон отражающей поверхности. Понимание же того, на какой угол необходимо повернуть головку вспышки, приходит с фотографическим опытом. В любом случае при такой съемке необходимо постоянно контролировать результаты работы по ЖКД.
Сделать интересные портреты позволяют отражатели и рассеиватели, устанавливаемые непосредственно на вспышку (например LUMIQUEST). Такие приспособления могут способствовать более естественному освещению, а различный характер поверхности (белая матовая, нейтральный или золотой металлик), позволяет создавать различный световой и тоновой рисунок изображения, а, соответственно, и необходимое настроение. Еще более рекомендуемо использование в качестве отражателей специальных экранов большой площади.
В трэвел-фотографии получил распространение режим «ночной съемки», при работе в котором импульс вспышки синхронизируется с продолжительной выдержкой. Такой режим позволяет не только правильно осветить передний план, но и проработать задний. Для вечерней съемки движущихся объектов используют режим «ночной съемки» с синхронизаций по второй шторке затвора. В этом режиме след от светящихся частей объекта остается позади него, а сам объект фиксируется вспышкой в конечной фазе движения.
Даже если импульсный прибор не является основным источником света, его использование может быть очень полезно, а в некоторых случаях просто необходимо. Без подсветки вспышкой не обойтись на ярком солнце, например, при работе с контровым светом, чтобы избежать темных силуэтных провалов, или для съемки в тени, чтобы избавиться от неприятных холодных оттенков, получив нужную цветовую температуру.
Используя вспышку для подсветки сюжета при достаточном освещении, следует работать в режиме высокоскоростной синхронизации – это не нарушит тональный баланс изображения.

Информация взята с сайта
http://foto.ru